Мольберты.ru

Любое копирование содержания статей рассматривается как нарушение авторских прав!

Инструмент для творчества — мольберт

Мольберт в современном интерьере

Двадцать лет плодотворной работы

 


ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА — МОЛЬБЕРТ

Журнал «Художественный совет», №2 (54) 2007

С тех пор, как искусство переместилось со скалы на более пригодные для рисования носители — бумагу, ткань, картон и т. п., появилась проблема для крепления этих носителей в удобной для художника плоскости.

Т.к. большинство своего созидательного творческого процесса художник проводит стоя или сидя, то и основу для творения следует располагать в вертикальной или почти вертикальной плоскости.

Так для установки планшетов, крепления картона и подрамников была придумана специальная подставка, известная со времен средневековья и названная немцами — главными любителями придумывать названия всему на свете — мольберт (от нем. Malbrett — вышедшее из употребления слово).

Хотя многие, даже знаменитые художники предпочитают ставить подрамник или планшет к спинке старого стула, а на сиденье раскладывать палитру и краски, такой способ рисования все же не так удобен, как рисование на специальном установочном приспособлении.

Итак, какие преимущества дает мольберт перед простейшими способами установки полотна?

Преимущества мольбертов можно перечислять еще долго, но обратимся к главному — конструкции. За время существования мольбертов, их придумано достаточно много, но при этом есть несколько основных типов, на описании которых следует остановиться.

станковый мольбертНачнем с самых больших — это так называемые станковые мольберты. Они предназначены для профессиональных художников, работающих с полотнами больших форматов. Станковый мольберт представляет из себя две соединенные между собой рамы — верхнюю и нижнюю. По способу соединения рам мольберты различаются на складные и стационарные. Нижняя рама — опорная, представляет из себя соединенные прямоугольные бруски достаточно большого сечения, чтобы обеспечить устойчивость конструкции. Для удобства перемещения по мастерской на нижнюю раму могут устанавливаться колесные опоры с фиксаторами. Верхняя рама — установочная, на ней закрепляются необходимые для фиксирования полотна элементы: направляющая штанга, лоток, бегунок. Направляющая штанга — это базовый элемент крепления плотна, от длины которого зависит максимальная высота размещения планшета. На направляющей штанге крепится бегунок, который фиксирует верхнюю часть планшета. Лоток служит основанием для установки планшета, а при ящичной конструкции и для размещения кистей и красок. Все эти элементы обеспечивают не только устойчивую фиксацию полотна, но и его свободное перемещение в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Станковые мольберты, как правило, обладают самыми совершенными устройствами фиксации и перемещения, вплоть до винтовых механизмов. Если же размер вашего монументального произведения превосходит ширину верхней рамы более, чем в 2 раза, приходится использовать два мольберта.

мольберт «Лира»Следующим популярным типом конструкции мольбертов является мольберт-тренога. Как известно из основ геометрии, самым устойчивым предметом является предмет, имеющий 3 опоры. Именно поэтому для устойчивой установки картины чаще всего используется тренога в том или ином виде.

Наиболее распространенной конструкцией мольберта-треноги является мольберт «Лира», названный так вследствие внешнего сходства с этим древним музыкальным инструментом. Мольберт состоит из рамы суженной в верхней части и, так называемой, «отставной» (опорной) ноги. На раме также как и на станковом мольберте устанавливают направляющую с бегунком и лоток. Направляющая, для создания «отрицательного» угла наклона полотна, может наклоняться вперед. Такой мольберт называют «Лира» с наклонной штангой. Отставная нога обычно складывается в одной плоскости с рамой, а в разложенном виде фиксируется с помощью специальных зажимов. В сложенном виде мольберт занимает совсем немного места и может легко «спрятаться» за дверью, что очень удобно для художников, занимающихся творчеством дома.

мольберт «А-стиль»Помимо «Лиры» к треногам относятся мольберты простой рамной конструкции — «А-стиль». Основная рама похожа на букву «А» и имеет всего одну перемычку в нижней части. Лотки таких мольбертов перемещаются вместе с направляющей по специальным пазам в стойках. Такие мольберты особенно любят дизайнеры за их неподражаемый внешний вид.

хлопушкаБольшинству художников, прежде чем начать писать выдающиеся шедевры на больших профессиональных мольбертах, приходится посещать художественную школу, где они встречаются с ученическим мольбертом, часто называющимся «хлопушка» из-за характерного звука при складывании (схлопывании). Такой мольберт состоит из двух рам: одной — несущей плоскость для рисования и второй — опорной. Плоскостью для рисования обычно является водостойкая шлифованная фанера различных форматов. Бумага закрепляется на фанеру при помощи кнопок, зажимов или скотча. Основная масса «хлопушек» используется для работы сидя, т.е имеет небольшую высоту (около 1,20 м) и размер рабочего поля для крепления бумаги формата А2 по вертикали или горизонтали (обычно 60х65 см). Для архитекторов, дизайнеров и студентов художественных ВУЗов приобретаются «хлопушки» большего формата (А1) и, соответственно, большей высоты (от 1,4 до 1,8 м). Из вспомогательных устройств на «хлопушках» имеется только лоток для размещения карандашей и ластика. Для самых маленьких художников есть «хлопушки» небольшого формата с одной опорной ногой — облегченная конструкция.

настольный мольбертНе все художники предпочитают создавать большие полотна. Некоторые работают и в жанре миниатюры или просто расписывают тарелки у себя дома. Для таких любителей домашнего творчества существует большое количество настольных мольбертов. Все они похожи на своих «старших братьев» и выглядят или как станковые мольберты, или как «Лиры». Размеры мольбертов зависят от формата размещаемого планшета и способа его крепления. Среди настольных мольбертов можно отметить мольберты для графических и шрифтовых работ, которые имеют больший угол наклона (40-45 гр.), чем обычные мольберты для живописи и рисунка.

Для работы на природе используют специальные переносные мольберты, называемые этюдниками, но это тема для другой отдельной статьи, т.к. конструкций этюдников довольно много, но все они имеют в своей основе ящик для переноски красок с возможностью крепления подрамника.

Основным материалом для изготовления мольбертов с древних времен является дерево. Этот природный, красивый, экологически чистый материал, обладающий уникальными свойствами близок творческому человеку больше, чем металл и пластик. Основными породами дерева, использующимися для производства мольбертов в настоящее время являются бук, сосна, лиственница, береза, реже — дуб и ясень. Встречаются старые (буквально антикварные) образцы мольбертов, изготовленные из ореха и красного дерева, обладающие изысканной формой и богатой отделкой, но это — удел коллекционеров.

При покупке мольберта следует выяснить из какого дерева он сделан. Мольберты из бука более прочные, но и весят почти в 2 раза больше, чем сосновые. Обратите внимание на отсутствие сучков и других дефектов древесины на несущих деталях, качество фурнитуры и отделки.

Мольберты из металла очень хороши и долговечны, но при этом достаточно тяжелы и не очень эстетичны.

Производство мольбертов — достаточно своеобразный процесс, требующий тщательного подбора древесины и комплектующих, применения большого количества ручного труда. При относительно небольшом рынке спроса на мольберты, отечественных и зарубежных производителей можно буквально «сосчитать по пальцам». Среди импортных мольбертов, поставляемых на наш рынок, безусловное лидерство принадлежит буковым мольбертам итальянского производства. Присутствуют также мольберты производства Германии и Испании. Все активнее на рынок художественных товаров выходят китайские производители.

В последнее десятилетие кроме чисто утилитарного применения мольберта, как инструмента для творчества художника, он приобретает значение, как предмет интерьера, инструмент для проведения презентаций, размещения афиш и объявлений. Благодаря относительной дешевизне и легкости перемещения, мольберт применяется, как подставка для мобильного стенда в качестве альтернативы жестко закрепляемым планшетам и баннерам. Особенно это актуально для проведения временных мероприятий, таких, как выставки, презентации, семинары и концерты в музеях и выставочных залах.

Компания «МОЛЬБЕРТЫ.РУ» занимается выпуском мольбертов и оборудования для художников с 1995 года. Нами освоены более 30 видов изделий, в том числе мольберты из бука и мольберты с художественной отделкой. Среди наших клиентов — ведущие средние и высшие художественные учебные заведения Москвы, музеи и выставочные залы, а также многочисленная армия художников. Наши мольберты не только несут на себе полотна больших и малых мастеров кисти и красок, «снимаются» в рекламных роликах, но служат большому делу художественного воспитания нового поколения россиян.

Дмитрий В. Иванов. Директор компании «Мольберты.РУ»

 


МОЛЬБЕРТ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Журнал «Художественный совет», №3 (55) 2007

В современной жизни, мольберты, кроме чисто профессионального использования, применяются еще во многих сферах жизни безусловно связанных с изобразительными объектами.

лираСамыми близкими к художественным изображениям после самих художников являются багетные оформители. Они не мыслят своей профессиональной деятельности без использования мольберта в качестве подставки под обрамляемую картину. Действительно, как еще удобнее разместить принесенный художником шедевр в обычно небольшом офисном помещении, большинство стен которого заняты образцами багета и готовыми постерами. Мольберт выступает здесь как незаменимый помощник для размещения картины в любом удобном для примерки багета месте. При сдаче клиенту готовой рамы это также удобнее сделать на мольберте, чем на столе или стуле.

Обычно в багетных мастерских используют профессиональные буковые мольберты «Лира». Они не занимают много места, легко переносятся и имеют необходимые регулировки для размещения картин любого размера.

станковые мольбертыПосле создания и обрамления картины, она нуждается в признании публики. Поэтому следующим местом, где картина оказывается вместе с мольбертом, является выставочный зал, галерея или музей.

Организаторы выставок и администраторы музеев также не мыслят своего рабочего процесса без применения мольбертов. Это — установка афиш, указателей, информационных стендов. Не всегда на выставках и в музеях можно найти свободную стену, колонну или нишу для размещения броской важной информации, и тогда на выручку приходит мольберт — ваш мобильный спутник.

Здесь чаще применяют станковые мольберты из-за их хорошей устойчивости и больших размеров. Многие музеи (Исторический, Политехнический, Пушкинский и др.), выставочные залы и галереи Москвы пользуются мольбертами, изготовленными мастерами компании «Мольберты.РУ».

антикварный мольбертНашу жизнь сопровождают не только вновь созданные шедевры, но и благородные предметы старины, которые могут обрести своих новых счастливых владельцев на антикварных аукционах.

Картины, гравюры, графические работы и даже старые фотографии при проведении торгов выставляют на мольбертах. Желательно, чтобы мольберт соответствовал эпохе — поэтому тут используют антикварные или художественные мольберты, обычно богато декорированные резьбой.

Задачи привлечения внимания покупателей или клиентов присутствуют во многих сферах обслуживания — от бутиков до ресторанов и кафе.

Мольберт является объемным объектом и поэтому привлекает к себе больше внимания, чем плоскостное изображение, размещенное вертикально на стене. Приглашение на будущий концерт, объявление о новых блюдах, коллекциях, проведении акций и презентаций, размещенное на мольберте всегда привлечет к себе внимание целевой аудитории. Здесь хороши все виды мольбертов, начиная от простой треноги, заканчивая малыми и большими «Лирами».

маленький мольбертВ последнее десятилетие бурными темпами развиваются техника и технология декорирования и дизайна помещений. И даже далекие от мира искусства люди по совету дизайнеров выставляют в квартирах и офисах декоративные панно, постеры и картины на мольбертах, что придает помещению изысканную творческую атмосферу. Даже если речь идет об экспозиции небольших миниатюр, фотографий, декоративных тарелок и вышивок, не всегда хочется сверлить стену — можно приобрести или сделать самому маленький мольберт или треногу, которые внесут в ваш интерьер некую долю художественного шарма.

Компания «Мольберты.РУ» за последние годы наладила выпуск мольбертов, применяемых в интерьерных решениях современного жилища. Это мольберт «Лира подарочный» — тренога изысканных очертаний из тонированного бука , мольберт «Антик» экзотической неповторимой формы из специально состаренной сосны, мольберт настольный «Мини» — маленький мольберт из ореха и другие.

мольберт настольный

Специалисты Компании «Мольберты.Ру» желают всем свои клиентам — художникам, коллекционерам, декораторам, багетчикам, ученикам художественных школ, университетов и академий, любителям и профессионалам больших успехов в жизни и творчестве.

Дмитрий В. Иванов. Директор компании «Мольберты.РУ»

 


ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЫ

Журнал «Художественный совет», №4 2011

Дмитрий В. ИвановМожет быть, все истории развития малого бизнеса чем-то похожи, но если Вам интересна наша — читайте!

Это история преодоления трудностей, упорства в достижении целей, развития позитивного мышления и неустанной работы. Все начиналось с одного мастера — неудавшегося инженера-системотехника (хотя о годах в МВТУ им. Баумана не пожалел ни разу — фундаментальное техническое образование еще никому не вредило), с детства любившего мастерить своими руками деревянные поделки. Все навыки, полученные в раннем возрасте, благодаря моему отцу — удавшемуся инженеру-конструктору, упорство и трудолюбие очень пригодились на всю жизнь.

Вначале, в смутные 90-е, во время тотального дефицита всего на свете, мастерская занималась изготовлением мебели малых форм. Этажерки, цветочницы, туалетные столики и комоды составляли нехитрый ассортимент тех времен. Странно, но эти предметы мы иногда делаем и сейчас. С арендой помещений в те годы было очень тяжело. Приходилось переезжать с места на место 2-3 раза в год. Эта маленькая «экономика подвалов» до сих пор вспоминается с содроганием, но что только не преодолеешь по-молодости, особенно, когда нужно кормить семью и устраивать будущее. Когда постоянные переезды окончательно надоели, неожиданно подвернулся вариант совместительства — преподавание столярного дела в ПТУ, где нашелся небольшой кабинетик под мастерскую.

станковые мольбертыКстати, в Училище приходило довольно много клиентов «со двора». Одним из таких клиентов оказался художник, заказавший изготовление пяти мольбертов по своим чертежам. Это были студийные станковые мольберты довольно большого размера. Мольберты были изготовлены, но заказчик пропал. Мобильная связь в те годы была доступна немногом, остальные контакты не отвечали, по адресу студии никто не откликался несколько месяцев. Было жаль потраченного времени, но мольберты разбирать не хотелось — все, сделанное «на совесть» ломать трудно, да и не хочется. Через несколько месяцев ожидания пришлось предпринимать усилия для реализации мольбертов. Итоги были таковы: один мольберт просто пропал вместе с безымянной выставкой, съехавшей в неизвестном направлении, другой до сих пор стоит в одной из московских галерей, три остальных были проданы в небольшом художественном салончике на Кузнецком мосту, где они едва уместились по высоте. С этого-то все и началось… Подумать только, кажется совсем недавно, а был декабрь 1991-го. Через некоторое время, после продажи последнего мольберта раздался звонок из магазина: «А еще сделаете?». Сделали. «А другую модель ?» — «Нет ничего невозможного!». Так и началась эта история.

Но все по-порядку. С Училищем решительно повезло. Оказалось, что ПТУ 47, переименованное в профессиональный лицей ремесленников, участвует в Германо-Российском модельном проекте «Развитие ремесел путем профессионального образования». Я до сих пор благодарен нашим немецким коллегам из профессиональной школы «Глоккеншпитц» (г. Крефельд) за неоценимую помощь в методиках преподавания и создания культуры ремесленного производства в том виде, в котором оно существует в Германии. С тех пор мы взяли на вооружение девиз немецких столяров-ремесленников — «Тщательная работа над каждой деталью» и используем основные составляющие ремесленной культуры производства:

Этих пунктов можно перечислять еще множество, но, я уверен, что нашим клиентам будет приятно сознавать, что мольберты нашей компании созданы без нецензурных выражений! За время сотрудничества с немецкими коллегами было обучено огромное количество талантливой молодежи, самые лучшие из которых работали на экспериментальном производстве мольбертов. Основной «костяк» фирмы и сейчас состоит из них. Многие из тогдашних учеников уже получили высшее профильное образование, основали собственные предприятия или трудятся на лучших рабочих местах Москвы. За время работы в Лицее было многое: и защита Международного Диплома столяра-ремесленника, и получение звания Лауреата премии г. Москвы в области образования, и участие во многих выставках и конкурсах. Но, несмотря на интересную и увлекательную, но, к сожалению, малооплачиваемую преподавательскую работу, из лицея пришлось уйти. Этому способствовала и очередная, на мой взгляд, неудачная реформа профобразования. Однако, 10 лет учительской работы не прошли зря. Приобретен бесценный кадровый потенциал, навыки работы с людьми, правильные методики общения.

Постепенно производство мольбертов начало вытеснять изготовление изделий малой мебели. Первые серьезные партии мольбертов изготавливались по немецким образцам. Ежегодно на 3-4 единицы увеличивался ассортимент продукции. Появились и новые, спроектированные нами изделия, студийное оборудование.

мольберт-«хлопушка»Большой прорыв в ассортименте студийных мольбертов-«хлопушек» произошел благодаря заказу из МГУ Печати. Один из старейших преподавателей художественного факультета показал нам «хлопушку», которой было около 40 лет. В тяжелых условиях учебного процесса она была вполне «живой». Усовершенствовав технологию, мы получили такие крепкие «хлопушки», которые не ломаются десятилетиями. Некоторые даже смеялись, утверждая, что этой моделью мы роем себе яму — ведь если студийная мебель не ломается, — ее и не будут повторно заказывать. Дилемма! Но стоит только подумать, что мольберт, сделанный вами прослужит несколько десятилетий, за ним вырастут поколения художников, может быть даже несколько гениев, как на душе становится тепло и прекрасно, а именно с этим настроением и хочется ходить на работу.

В жизни производственной компании бывают различные периоды: всплески спроса чередуются с падениями, периоды застоя — с периодами бурного роста. Главное никогда не опускать руки. Кто-то из великих сказал: «Нужно неустанно работать даже тогда, когда ничего не получается и в конце концов успех придет к вам».

Мы постоянно следуем этому принципу — не продаются мольберты — делаем садовую мебель, комоды, изделия по индивидуальным заказам, работаем «на склад».

Представьте на минуточку: если поставить все мольберты, произведенные нами за 20 лет рядом друг с другом, они займут площадь, равную 2,5 футбольных полей.

Вообще-то серийное производство — довольно рутинная работа и иногда хочется разнообразия. Так родилась идея создания филиала — мастерской реставрации мебели. К тому же нас всегда интересовала классическая изначальная технология столярных изделий. Этим азам до сих пор учат в Германии и учили в Лицее ремесленников. Любой из наших мастеров может сделать ящик с шипом «ласточкин хвост» за 1 час! Несколько выпускников продолжили образование и стали реставраторами. Так образовалась дочерняя фирма «Дормидонт», которая успешно работает до сих пор.

Далее история компании постепенно идет вверх, как стрелка термометра в летний день. В 1998 году мы выпускаем и рассылаем по всем художественным заведениям Москвы и области первую брошюру с подробным описанием всей продукции, размещаем рекламу в справочниках. Возникает эффект «вторичного» клиента — это когда благодаря хорошо выполненным заказам, фирму рекомендуют друзьям и знакомым. Некоторые снабженцы до сих пор хранят эти книжечки у себя на столе. В 2003 году стартует первая «пилотная» версия сайта «Мольберты.RU». Интернет-реклама только набирает обороты, компьютер еще не пришел в каждый дом и на стол директора школы, но сайт уже начинает работать. Выпускается вторая цветная версия каталога продукции, которая рассылается всем ключевым клиентам.

экологическая дизайнерская парта для младших школьниковИнтернет-реклама все больше завоевывает свое место в торговле товарами для художников. В 2005 году был полностью обновлен сайт, создан полный каталог изделий с подробным описанием и фотографиями мольбертов и студийного оборудования. Огромное количество оптовых и розничных клиентов находят интересующую их продукцию на нашем сайте. В связи с кризисом неплатежей розничных магазинов в 2008 г. был открыт интернет-магазин. Здесь, в офисе продаж, можно ознакомиться со всем ассортиментом нашей продукции и приобрести понравившийся образец. Можно также заказать доставку оборудования по интернет-каталогу. Расширяются региональные поставки мольбертов. Теперь наши изделия можно увидеть в учебных заведениях по всей России — от Калининграда до Камчатки.

«Барокко»В последние годы спрос на нашу продукцию довольно устойчивый, но мы не останавливаемся на достигнутом и каждый год выпускаем новинки. За 2010-11 годы в производственной программе появились мольберты для выставок, которые также можно взять в аренду на несколько дней, этюдники собственного производства, экологическая дизайнерская парта для младших школьников. Тяга к изысканной ручной работе привела к созданию резных мольбертов «Барокко» и «Чудо» (серия «люкс»), которые тоже находят своих покупателей. Несколько лет мы занимаемся выпуском мольбертов-треножек для бизнес-сувениров и изготавливаем ограниченные партии подарочных портфелей и саквояжей из гнутоклееной фанеры для эксклюзивных подарков.

В заключение хочется сказать слова благодарности всем нашим клиентам. Спасибо за ваше признание. Нам действительно приятно работать для вас.

Дмитрий В. Иванов. Директор компании «Мольберты.РУ»

© 1991 Мольберты.RU